Краткий обзор песен Старшей Эдды

Мы привыкли называть эддические песни просто «песнями», но, тем не менее, песнь песни рознь и если присмотреться к оригинальным названиям, то можно выявить характерные черты того или иного произведения и классифицировать их, ибо не случайно одни названы «речами», другие — «песнями» и т.д.

1. Эпическая поэма — kviða

В эпических поэмах идет повествование о судьбах богов, героев и мира вообще, о сражениях, чудищах и великанах. Проще говоря, о всем том, к чему можно добавить прилагательное «эпический». Сочинены эти песни в древнейшем размере, который называется форнюрдислаг, «размер/порядок древних слов» (крайне изредка, буквально — в паре случаев, он «развивается» до малахатта, «размера речей»). К эпическим поэмам относятся «Прорицание вёльвы» (судьба мира, эпические баталии и т.д.), «Песнь о Трюме» (разборка богов и великанов), «геройские» песни — о Гудрун, о Хельги Убийце Хундинга, о Сигурде, о Хьяльмаре и т.д.

2. Речь — mál

Речи, как правило, содержат нравоучения, наставления, а также целые перечни справочной информации. Например, в «Речах Высокого» имеются житейские советы, вроде «не спать с чародейкой…», различные высказывания, которые можно посчитать афоризмами плюс содержится перечень известных Высокому заклинательных песен и похожее можно видеть в «Речах Сигрдривы» — последовательный рассказ о рунах, магии и т.п. Другие речи, например, «Речи Фафнира», «Речи Вафтруднира», «Речи Альвиса» построены в виде диалогов-расспросов, где владеющий энциклопедическими знаниями персонаж(и) делятся информацией об объектах живой, неживой и божественной природы. Из этого правила есть и исключения, например, «Речи Скирнира (Поездка Скирнира)», но их бы я отнес к песням из пункта 3. Есть также «Гренландские речи Атли», где имеется простое повествование о некоторых событиях, но нет наставлений и проч.

Размер речей, опять же — как правило, — форнюрдислаг и льодахатт («размер песней»), изредка — малахатт. Исключение — те же «Гренландские речи Атли», написанные целиком одним малахаттом. В «Речах Высокого», например — больше строф льодахатта, чем форнюрдислага, как в «Речах Скирнира», которые, к тому же, мало похожи на стандартные речи и больше напоминают следующий формат.

3. Песнь — ljóð

Льод — песнь с довольно вариативным содержанием, однако, уже без эпичностей и поучений. «Песнь валькирий», «Песнь о Солнце», «Песнь о Харбарде» — все это льоды. Первые две написаны льодахаттом, последняя — смесью льодахатта и форнюрдислага. Сюда же я бы отнес и «Перебранку Локи», напоминающую по содержанию «Песнь о Харбарде» и также написанную льодахаттом. Льодом могли назвать и магическую песнь, заклинание, об этом речь пойдет далее.

В отдельную группу/подгруппу я бы выделил произведения с приставкой «-galdr». Galdr в узком смысле — песнь магическая, в более широком — видимо, может считаться тем же льодом. Существуют три произведения-гальдра:

— «Песнь Гроа»: мертвая колдунья перечисляет заклинания, которыми хочет помочь сыну, размер песни — льодахатт с вкраплением гальдралага (частным случаем льодахатта). Эта песнь напоминает блок строф из «Речей Высокого», где Один также перечисляет известные ему магические песни (названные им «льодами») и также размером льодахатт. Кроме того, заклинание Скирнира имеет те же размеры и в отличии от Гроа и Высокого, Скирнир произносит само заклинание, а не просто описывает его;

— «Заклинание Хеймдалля»: уцелела лишь пара строк этой песни, более подробно свои мысли о ней я уже излагал. Размер ее — льодахатт + гальдралаг;

— «Предваряющая песнь или Воронова ворожба Одина»: здесь в названии присутствует и «льод», и «гальдр», а само содержание близко содержанию эпической поэмы и написано тщательно выверенным размером форнюрдислаг, что демонстрирует, по моему впечатлению, высокий уровень мастерства автора.

Добавить комментарий