Размышления о «Заклинании Хеймдалля»

Heimdallargaldr («Заклинание Хеймдалля») — утерянная поэма о древнескандинавском боге Хеймдалле.

Уцелел лишь один ее фрагмент, который приводится в Младшей Эдде, «Видение Гюльви», гл. 27:

Níu em ek mæðra mögr,
níu em ek systra sonr.

Девяти я матерей дитя,
Девяти я сестёр сын.

Здесь интересны два момента:
1. Размер этого отрывка — гальдралаг, «размер заклинаний». В эддических песнях он встречается редко, но метко, например, в эпизоде, когда Скирнир заклинает Герд.
2. Кто были матери Хеймдалля? Здесь вариантов всего два: во-первых, девять матерей, которые одновременно еще и сестры — это могут быть дочери морского великана Эгира. Их имена приведены в кеннингах моря: «… их зовут «Небесный Блеск», «Голубка», «Кровавые Волосы», «Прибой», «Волна», «Всплеск», «Вал», «Бурун», «Рябь». Это самая предсказуемая гипотеза, к тому же, Хеймдалль умеет превращаться в водоплавающее животное — тюленя.

Heimdal_durch_die_neun_Wellenjungfrauen_emporgehoben_by_K._Ehrenberg

Во-вторых, в «Кратком прорицании вёльвы» говорится следующее:

В давние годы
родился однажды
могучий герой
из рода богов;
дочери ётунов —
девять их было —
родили его
у края земли.

Я много сказала,
но больше скажу, —
ты знать это должен;
будешь ли слушать?

Родила его Гьяльп,
родила его Грейн,
родила его Эйстла,
родила его Эйргьява,
родила его Ангейя,
Атла и Ульврун,
Имд и Ярнсакса
героя родили.

Это тоже неслабая версия, ибо есть такой отрывок в «Предваряющей песни»:

Поднимает Аргьёль
Ульврун потомок,
с рогом звучащим
Химинбьёрга владыка.

Рог и Химинбьёрг — без всякого сомнения, прямое указание на атрибут и владение Хеймдалля, а имя «Ульврун» связывает его с Гъяльп, Грейн и другими великаншами из «Краткого прорицания вёльвы».

Gosforth_Cross_monsters
Возможно, были и еще какие-то такие же сестры в утраченных песнях, но сомнительно и, судя по всему, миф о рождении и семье Хеймдалля был как раз в утраченном «Заклинании…».
Не исключено, что существовали одновременно и обе версии или же речь идет об одних и те же персонажах, но под разными именами. Вместе с тем, вопрос об отце Хеймдалля остается открытым.

Однако, вернемся к собственно «Заклинанию…».
Есть еще одно упоминание о нем, к сожалению, без прямой цитаты, но с описанием. В «Языке поэзии» говорится:

Голова зовется «мечом Хеймдалля»: сказывают, будто он был пробит насквозь человеческой головой. Об этом поведано в «Заклинаниях Хеймдалля», и с тех пор голову называют «погибелью Хеймдалля», подобно тому как меч зовется «погибелью человека».

На этом информация о «Заклинании…» исчерпана.
Теперь я составлю краткое резюме с таким прицелом «что если попробовать реконструировать эту песнь, руководствуясь тем, что о ней известно?»

  1. Содержание песни, судя по всему, — жизнеописание Хеймдалля, его рождение, подвиги и т.п. Временные рамки неизвестны, стало быть, в этом смысле есть некоторая свобода творчества. Само собой, необходимо включить в повествование все известные эпизоды с Хеймдаллем (их немного, на самом деле).
  2. Повествование, видимо, ведется от первого лица — сам Хеймдалль рассказывает о себе, как и, например, Один в «Речах Высокого» или «Речах Гримнира».
  3. Если размер сохранившегося отрывка — гальдралаг, то с большой долей вероятности размер всей песни — льодахатт, частным случаем которого и является гальдралаг. Льодахаттом написано «Заклинание Гроа», «Речи Гримнира» и т.д, а в «Поездке Скирнира» как раз имеются вкрапления гальдралага. На самом деле, это очень облегчает задачу, было бы несравнимо сложнее, если «Заклинание Хеймдалля» было скальдическим произведением, вроде «Хайстлёнга» или «Драпы Тора».
  4. Относительно матерей необходимо будет сделать выбор в пользу одной из версий, либо обойтись без имен, остроумно обыграв оба варианта.

Добавить комментарий